tass_11919483

Экспортные железнодорожные перевозки дальневосточного леса остались в плюсе

Несмотря на сложную конъюнктуру рынка, железнодорожные отправки лесных грузов в Китай, являющийся одним из главных потребителей российской лесопродукции, в 2015 году сохранили положительную тенденцию. По предварительным данным службы международных связей Дальневосточной железной дороги (ДВЖД — филиал ОАО «РЖД»), за 12 месяцев перевозки древесины и пиломатериалов через железнодорожный погранпереход Гродеково — Суйфэньхэ — основной канал экспорта дальневосточного леса в КНР — выросли на 111 тыс т или на 2,7% к уровню 2014 года.


В прошлом году со станций ДВЖД в адрес данного пункта пропуска было отправлено 3,4 млн т лесных грузов — на 17,7% больше, чем в 2013-м. Увеличение погрузки, отметили в Дальневосточном центре фирменного транспортного обслуживания, произошло за счет развития имеющихся производств и создания новых предприятий в регионе, главным образом в Хабаровском крае. Благоприятно на рост перевозок повлиял запрет вырубки лесов в ряде районов Китая.
В то же время в 2015 году экспортные поставки подвергались серьезным колебаниям. Как отметили в ассоциации «Дальэкспортлес», в первую очередь сказывался спад промпроизводства в КНР. Кроме того, снижение спроса, как на сырую древесину, так и продукцию переработки, произошло вследствие переизбытка на китайском рынке лесопродукции, причем ввезенной не только из России, но и из Канады, США, Новой Зеландии. В результате стоимость леса опустилась до минимума за многие годы. «За последние десять лет мы столкнулись с самой низкой ценой в Японии и Китае», — констатирует председатель ассоциации «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко.

Это отражалось на перевозках. Например, в августе отправки лесных грузов в адрес перехода Гродеково — Суйфэньхэ упали более чем на 28% к прошлогоднему периоду.

Тем не менее, рынки Азиатско-Тихоокеанского региона подают оптимистичные сигналы, говорит Александр Сидоренко. Оживляется спрос на лесоматериалы в США, о чем свидетельствует индекс деловой активности PMI, отметили в «Дальэкспортлесе». Это в свою очередь должно положительно повлиять на конъюнктуру в КНР, поскольку американские лесопромышленники будут больше сосредотачиваться на внутреннем рынке.

В компании также отмечают, что начала улучшаться покупательская способность у японских потребителей. «Если 25-30% продукции мы сможем продавать Японии, это очень хорошо. Потому что цена там до 40% выше, чем на рынке Китая», — уточнил Александр Сидоренко.

С учетом традиционной ориентированности лесопромышленников Дальнего Востока на экспорт существенным тормозом развития отрасли остается существующий уровень пошлин на вывоз леса за рубеж, говорят экспортеры. Еще в 2008 году через пункт пропуска Гродеково перевозилось в Китай на 2 млн т лесных грузов больше, чем в 2015-м.

«Думаю, вводом заградительных пошлин преследовали не просто поднять переработку древесины, а как больше зарабатывать деньги. Но этой цели сегодня нам не удалось достигнуть», — признал гендиректор ОАО «Тернейлес» Владимир Щербаков. По его словам, сейчас настал момент государству пойти на снижение пошлин. «Можно услышать мнение, если сделать нам послабления по круглому лесу, тогда мы прекратим заниматься переработкой древесины. Это не так, это разный бизнес и разные рынки сбыта», — подчеркнул Владимир Щербаков.

Гендиректор ООО «Азия Лес» (входит в группу компаний «Бизнес-Маркетинг») Александр Пудовкин также считает необходимым снижать пошлины, но постепенно и дифференцированно. Например, выделять лесные квоты предприятиям, которые уже вложились в переработку древесины. «В противном случае это приведет к появлению множества мелких заготовителей, которые выбросят свою лесопродукцию на рынок. А поскольку сегодня мы не доминируем по поставкам круглого бревна, это приведет только к снижению цен», — рассуждает менеджер.

Для предприятий Дальнего Востока пошлина составляет 25% от таможенной стоимости. А для других экспортеров в западных регионах России — 12-15% в зависимости от породы древесины. По словам Александра Сидоренко, вопрос о выравнивании экспортных пошлин поднимался перед Минприроды и Минпромторгом, но до сих пор не решен.

Впрочем, говорить о том, что государство совсем не поддерживает лесопромышленников, тоже нельзя. В 2014 году Минпромторг предоставил дальневосточным предприятиям 1,5 млрд руб. субсидий, по итогам 2015-го размер помощи должен составить 2,2 млрд руб.
У лесной отрасли Дальнего Востока свои особенности, отмечает партнер Strategy Partners Group Сергей Лозинский. «Если в европейской части обычно есть крупное перерабатывающее предприятие (к примеру, завод по производству плит или ЦБК) и вокруг него выстраивается целая система сбыта и потребления, то на Дальнем Востоке это будет немного иначе. По многим причинам: здесь и лес другой, и экспортные рынки другие», — рассуждает эксперт.

По его словам, сложно требовать от компании, которая расположена в Дальневосточном федеральном округе, чтобы она инвестировала в глубокую переработку, поскольку большинство предприятий региона сравнительно молодые и должно пройти определенное время, чтобы их бизнес стал устойчив в конкурентной среде.

Тем не менее, считает Сергей Лозинский, у дальневосточников есть хорошие перспективы в сбыте продукции на внутреннем рынке. «Экспорт – это хорошо. Но если мы видим Дальний Восток как локомотив развития страны, если здесь вводятся беспрецедентные льготы с точки зрения административного режима, с точки зрения привлечения кадров, то мы должны понимать, что через 10-15 лет здесь будет другой уровень развития внутреннего рынка. Возникнет совершенно другой спрос на деревянное домостроение, деревянные отделочные материалы: паркет, двери, окна и т.д. Этот сегмент будет иметь перспективу при развитии лесопромышленного комплекса в регионах ДФО», — заключил он.

Павел Усов, Gudok.ru
Сергей Белоусов: необходимо создать инфраструктуру для выхода российской агропродукции на рынки Юго-Восточной Азии
Россия и Индия договорились о совместных инвестициях на $1 млрд
* - обязательное для заполнения