2-353

Участники форума «Россия-Азия» обсудили проблемы и перспективы российской легкой промышленности

2 ноября 2016г. в Москве, в рамках Международного бизнес-форума «Россия-Азия-2016» прошел круглый стол «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ». Организатором мероприятия выступил Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром).

В круглом столе приняли участие: заместитель директора департамента промышленной политики ЕЭК Галина МАРТИНКЕВИЧ, заместитель генерального директора БТК Холдинг Сергей БАЗОЕВ, генеральный директор ЗАО «Газпром химволокно» Павел ПОГРЕБНЯКОВ, директор ООО «Термопол» Виктор ГОНТАРЬ и заместитель директора по стратегическим вопросам Владислав ИВАНОВ, директор по общим вопросам ЗАО «ФПГ Энергоконтракт» Александр АРЫШКОВ, председатель Совета директоров ГК «Русская кожа» Игорь СУРИН, глава представительства в России Porcher Industries Всеволод ВЫДРОНАК, директор по продажам ООО «Стеллини.ру» Анзор БОРИЕВ, генеральный директор Y Consulting Дарья ЯДЕРНАЯ, руководитель проекта «Наша форма» Елена СНЫТНИКОВА, а также представители ряда крупных отечественных и иностранных компаний отрасли, представители отраслевой науки, дизайнеры, эксперты отрасли, СМИ.

Модератором тематического круглого стола выступил президент Союзлегпрома, член Общественной Палаты РФ Андрей Разбродин.

Основными темами обсуждения участников круглого стола стали вопросы инвестиций в создание новых производственных мощностей на территории России, проблемы и перспективы формирования отраслевой сырьевой базы, создание государственных механизмом и форм продвижения отечественных товаров на внешних рынках, проблемы локализации текстильного и швейного производства, перспективы кооперации предприятий легкой промышленности в рамках ЕАЭС.

Круглый стол выявил ряд стержневых проблем в отрасли, решение которых, по мнению участников, затягивается. Что, в свою очередь, затрудняет повышение конкурентоспособности многих видов отечественной текстильной продукции.

Открывая мероприятие Андрей Разбродин, отметил, что проводимый круглый стол неслучайно приурочен к форуму «Россия-Азия», т.к. поворот внешнеэкономической политики РФ на Восток, с одной стороны, давно назрел и нацелен на диверсификацию внешнеэкономических связей России – географическую и товарную.

В то же время, восточный вектор этих связей всё больше концентрируется, в основном, вокруг создания зон свободной торговли (ЗСТ) со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. А они, особенно Китай, «являются крупными продуцентами и поставщиками разнообразной текстильной продукции, причем с низкой себестоимостью. Уже введена в действие ЗСТ с Вьетнамом, готовятся аналогичные зоны с Камбоджей, Индонезией, Таиландом, Южной Кореей, Сингапуром. Вдобавок, эти поставки в РФ – как и прежде, в основном контрафакт и/или демпинговый реэкспорт через страны Центральной Азии — члены ЕАЭС.

Многие страны Юго-Восточной Азии сами являются реэкспортерами текстильной и другой продукции». Уже только эти факторы, как отметили А.Разбродин и другие участники форума, могут серьезно затормозить реализацию проектов по импортозамещению во многих секторах текстильного рынка России – особенно по химволокнам, продуктам их переработки, да и по традиционной текстильной продукции. Тем более что производит стран Юго-Восточной Азии заинтересованы, главным образом, в росте экспорта в Россию (и в ЕАЭС в целом) своей текстильной продукции, и куда меньше – в создании в РФ современных производств той же продукции. Отмечалось, в этой связи, и то, что производители/экспортеры из Восточной и Юго-Восточной Азии, можно сказать, уже соперничают друг с другом: кто первым войдёт в зону свободной торговли с РФ-ЕАЭС…

Да и вообще, это парадокс, оценке Андрея Разбродина и многих участников круглого стола: располагая крупнейшими ресурсами нефти и газа, «страна ориентируется, преимущественно, на их экспорт. А затем ввозятся химволокна и другие продукты переработки того же российского сырья, например, с Ближнего и Среднего Востока, из КНР, Юго-Восточной Азии, и не только оттуда».

В то же время, правительство РФ декларировало ряд мер господдержки отрасли, но их реализация, в большинстве своем, затягивается – заметим, в отличие от переговорного процесса по ЗСТ с упомянутыми странами. Так, ещё в феврале с.г. правительством был одобрен проект создания и докапитализации отраслевого банка (до 5-ти млрд. руб.), но, по словам президента Союзлегпрома, «конкретно этот вопрос до сих пор не решен. И, потом, даже многие футбольные клубы страны располагают куда большими финансовыми средствами, чем наша отрасль, если говорить о реальных объемах господдержки текстильной промышленности».

Тему продолжили другие участники круглого стола, отметив, в частности, что промедление в решении этих и смежных проблем имеет место на фоне нестабильного валютного курса, невыгодных для отрасли условий кредитования со стороны коммерческих банков. А также в условиях роста цен на сырье, материалы, оборудование и на другие составляющие легпрома.

Галина Мартинкевич, замдиректора департамента промышленной политики ЕЭК, напомнила, что в рамках Евразийской комиссии разрабатываются меры по коллективному регулированию экспорта-импорта товаров и услуг, согласовываются уточнения по единым мерам таможенно-тарифной политики и, соответственно, борьбы с ввозимым контрафактом и незаконным реэкспортом через страны ЕАЭС. Но ряд участников круглого стола подчеркнули, что эти меры, как правило, запаздывают, идут как бы «задним числом». Чем, в свою очередь, пользуются недобросовестные игроки, внутренние и внешние, на рынке товаров текстильной индустрии в РФ и ЕАЭС в целом.

Те же вопросы, в контексте проблематики импортозамещения, были отражены в выступлении Александра Арышкова, директора по общим вопросам ЗАО ФПГ «Энергоконтракт». Его доклад имел весьма характерное название: «Импортозамещение: конкурентное преимущество или камень на шее предпринимателя?». По мнению А.Арышкова, импортозамещение в любой отрасли – долговременный, притом целенаправленный комплексный процесс. Который, как показывает мировая практика, должен пользоваться надлежащей господдержкой. Но последняя остаётся, в основном, неполной, малосистемной, и в тоже время инициируются свободные торговые режимы со странами-крупными производителями разнообразной текстильной продукции. Отсюда, по мнению А.Арышкова и других участников дискуссии, сохраняющиеся «пробусковки» со многими проектами по импортозамещению – например, по созданию ПЭТФ-комплекса в Ивановской области. А этот комплекс призван резко сократить преобладающую (по ряду оценок – до 70-80%) долю импорта на российском рынке химнитей, химволокон и продуктов их переработки.

Впрочем, имеется немало примеров успешного производственного развития предприятий отрасли. Павел Погребняков, гендиректор ЗАО «Газпромхимволокно» (Волгоградская область) в своем выступлении отметил, что его предприятие — одно из крупнейших предприятий России по выпуску кордных, технических тканей, полиэфирных георешеток. Именно здесь производятся около половины отечественного полиэфирного и полиамидного корда для шин, значительная часть пропитанных технических тканей для резино-технических изделий. И, пожалуй, самое важное то, что это, «единственное в стране предприятие, где недавно введено в действие высокотехнологичное производство технических полиэфирных нитей (ТПН)».

Примечательно то, что данное предприятие «изыскало возможности, в сложный экономический период для всей страны, наладить выпуск ТПН и осуществить модернизацию имеющегося производства, что, в свою очередь, – важнейший элемент программы комплексного импортозамещения. Освоение производства ТПН позволило существенно повысить качество и увеличить конкурентоспособность, производимой на нашем заводе продукции. Подтверждением этого являются долгосрочные контракты с основными компаниями шинной отрасли – такими как, «Нижнекамск шина», Nokian, Pirelli, Cordiant, АШК, Titan. Инвестиции в обновление завода превысили 4 млрд. рублей, а мощность производства полиэфирных нитей на предприятии составляет порядка 15 тысяч тонн в год. По итогам 1-го полугодия 2016 года завод «Газпром химволокно» увеличил производство кордных тканей на 75,7%: это рекордный показатель роста за многие предыдущие годы.

При этом В.Погребняков согласился с тем, что сперва требуется повышать конкурентоспособность российского легпрома и на такой основе формировать зоны свободной торговли со странами – крупными продуцентами/экспортерами разнообразной текстильной продукции.

Пример успешной работы предприятий отрасли – и АО «БТК-холдинг». Как отметил в своем выступлении Сергей Базоев, заместитель гендиректора холдинга, эта компания специализируется «на разработке, производстве и последующей реализации высокотехнологичной одежды для различных отраслей. Компания входит в холдинг легкой промышленности России – ГК БТК». О значимости предприятия говорит и тот факт, что в 2015 г. «БТК групп» включена в список 199 системообразующих организаций российской экономики, утвержденный антикризисной комиссией правительства РФ.

Компания располагает собственной, причем весьма разветвленной производственной базой. Включающей 13 предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге, Ленинградской (гг. Всеволожск, Бокситогорск, Подпорожье), Ростовской (Шахты), Курской (Железногорск), Тульской областях (Дубна, Киреевск).

Но центрально-европейским регионом РФ мощности предприятия не ограничиваются. Они размещены также в Кабардино-Балкарии (Терек), на Алтайском крае (Барнаул), в Южной Осетии (Цхинвал) и Белоруссии (Брест).

Республика Южная Осетия возрождением и дальнейшим развитием местной текстильной отрасли с начала 2000-х (эта отрасль, в буквальном смысле, не работала в регионе с начала 1990-х) обязана именно «БТК-групп». При этом компания, как отметил С.Базоев, расширяет географию своей производственной деятельности.

В частности, в ходе недавнего международного инвестфорума «Сочи – 2016» холдинг «БТК групп» подписал соглашение с администрацией Краснодарского края, предусматривающее открытие в регионе новых промышленных площадок компании.

Широкий потенциал для отрасли и целого ряда смежных отраслей экономики страны в развитии направления инновационных нетканых материалов продемонстрировал в своем выступлении Владислав Иванов, директор по развитию проектов компании «Термопол» – крупнейшего российского производителя нетканых материалов под маркой «Холлофайбер». Владислав Иванов рассказал об успешных проектах компании как в России, так и за рубежом и привел примеры эффективного взаимодействия компании с отраслевой наукой.

Игорь Сурин, глава совета директоров «ГК Русская кожа», Елена Сытникова, руководитель проекта «Наша форма» и ряд других участников конференции акрентировали внимание на проблемах сырьевого и технологического обеспечения российской текстильной индустрии. По их мнению, актуальными остаются вопросы не только достаточности сырьевой базы, но и ее качественных параметров. Вдобавок, в России практически не производится текстильное оборудование, что, конечно, является немаловажным изъяном в контексте развития комплексного импортозамещения в подотраслях легпрома.

Отмечалось, в этой связи, и то, что потенциально возможный объем большинства сырьевых ресурсов для данного сектора экономики, с одной стороны, весьма значительный. Но с другой – часто «хромает» качество производимого сырья и полуфабрикатов. Из-за чего приходится зачастую работать, в т.ч. выпускать высококачественную продукцию, пользующуюся растущим спросом внутри страны и на внешнем рынке на импортной сырьевой базе. Но это вряд ли способствует развитию именно комплексного импортозамещения в текстильной индустрии. Кроме того, импортное сырье и полуфабрикаты, особенно восточноазиатские, не всегда отвечают требованиям по экологической безопасности, нередко оно – это, своего рода, вторсырье – «мятый пар» зарубежных производителей.

В этой связи, упомянутые и другие участники круглого стола выступили за формирование целевой госпрограммы по сырьевому обеспечению российской экономики, в том числе текстильной индустрии. Эта программа должна быть нацелена на высокотехнологичное развитие сырьевого сектора экономики страны.

Что касается локализации текстильного производства в стране, то, по словам Анзора Бориева, директора по продажам «Стеллини.ру», интерес за рубежом к этому направлению сотрудничества с Россией растет. Ввиду обширной географии и высокой потребительской емкости российского рынка.

Но Анзор Бориев и Яна Недзвецкая, креативный директор брендов LO и JN, сетовали на многочисленные проблемы в этой сфере. Это, в частности, слабое развитие логистики в большинстве регионов, а то и полное ее отсутствие; другая, всё более актуальная проблема – растущая нехватка квалифицированных кадров практически во всех звеньях текстильного комплекса, включая сферу товаропродвижения. Сохраняется также недостаточно высокий уровень подготовки ряда «текстильных» проектов российской стороной.

Вдобавок, имеет место и неполная, не подробная (а, бывает, и недостоверная) информационная база по подотраслям текстильного комплекса; нередко срываются графики того сектора работ по локализации, за который ответственны российские партнеры. Все эти факторы, в совокупности, снижают темпы локализации, негативно влияют на систему товаропродвижения. Да и на популяризацию новых брендов текстильной продукции. Иными словам, и в данной сфере всё взаимосвязано.

В целом, круглый стол заострил внимание едва ли не на всех актуальных – точнее, всё более актуальных проблемах отечественного легпрома. И, как считают участники форума, чем дольше будет промедление с их решением, тем сложнее окажется ситуация с конкурентоспособностью российской легкой промышленности.

Источник: ModaNews.ru — ежедневный интернет-портал индустрии моды

Китайский туроператор назвал условия роста турпотока из КНР в Россию
* - обязательное для заполнения